Федеральный государственный стандарт в дошкольном образовании
ЧТО ДОЛЖНЫ
ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ О ФГОС
Мы уже
знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость
стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить
каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного
образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям
дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения
детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и
навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих
психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее
значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в
том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка
осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного
образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к
дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам
освоения программы.
Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному
образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что
присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не
учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического
развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к
школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и
навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по
подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей
дошкольного возраста.
Поэтому, в дошкольном образовании определены две
группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это
требования к структуре программы дошкольного образования и требования к
условиям ее реализации.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их
деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы
любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной
общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие
интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые
ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически
развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
Основная общеобразовательная программа помогает
ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана
обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным
в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным
учреждением.
В тексте ФГОС не употребляется слово
«занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания»
дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских
садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует
возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и
практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без
отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный
подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного
детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры
как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего
места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит
занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели
образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже
давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая,
коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и
др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют
определенные формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность
образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с
учетом их возраста по основным направлениям – физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В
программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития
элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это
заложено в образовательные области.
Образовательные области введены для поддержания
баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной
степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного
образования.
Если говорить о принципиально новом в содержании
дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в
ФГОС принципам:
-
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-
принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям полноты,
необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи
только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к
разумному "минимуму")
-
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
Программа строится с учетом интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных
областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.
Все образовательные области связаны друг с другом:
читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал;
взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и
обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей
обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно,
в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и
воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в
проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный
руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для
проведения релаксации, разминок, гимнастики и др.
-
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
В соответствии с комплексно-тематическим принципом
построения образовательного процесса ФГОС предлагают для мотивации
образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение
образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо
значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий
будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими
событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.),
международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это
радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно
готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной.
Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное,
заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий
по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
-
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных
видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в
ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;
Изменяется способ организации детских видов
деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность
взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития
в дошкольном детстве.
-
взаимодействие с родителями;
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями:
родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для
полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не
упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть
активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо
от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними
наблюдателями.
- И
что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает
преемственность с примерными основными программами начального образования, чего
не было ранее.
Перспектива реформирования дошкольного образования
вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка
преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в
подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую
ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что
ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в
воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким образом, новые стратегические
ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно.
Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с
запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе.
Во-вторых, в приказе много положительного:
Желание сделать жизнь в детском саду
более осмысленной и интересной.
Создание
условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития,
интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных
географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и
многое другое.
Попытка повлиять на сокращение и
упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет
установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
Стремление к
формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка. Отказ от копирования школьных технологий и форм
организации обучения. Ориентация на содействие развитию
ребенка при взаимодействии с родителями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий